martis2 (martis2) wrote,
martis2
martis2

Аще кто не верует, что земля плавает на воде и прикрыта крышкой с дырками...

Оригинал взят у diak_kuraev в Аще кто не верует, что земля плавает на воде и прикрыта крышкой с дырками...
https://vk.com/sacredtexts

(автор, Алексей Макаров, церковную юность провел среди буквалистов-сысоевцев, и потому сейчас смеясь расстается с прошлым)

Может ли православный христианин не быть "террааквистом"?

Год назад на просторах интернета разгорелась горячая дискуссия между двумя православными "ревнителями святоотеческих преданий": Дмитрием Энтео и о. Георгием Максимовым на тему истинности геоцентризма с точки зрения понимания этого вопроса учителями Церкви. В этом споре на наш взгляд Димитрий одержал бесспорную победу, поскольку ясно показал в своей статье, что подавляющее большинство древних святых отцов, а также некоторые авторитетные православные проповедники современности были геоцентристами[1], тогда как о. Георгий сослался лишь на нескольких современных святых отцов, которые вполне могли быть поражены "мудростью века сего" и отступить от изначального святоотеческого предания[2].


Если следовать мыслительной парадигме о. Георгия Максимова с его желанием во всем следовать "согласию святых отцов", он, с нашей точки зрения, должен принести покаяние в своем гелиоцентризме, вернувшись на изначальную святоотеческую стезю геоцентризма, поскольку в пользу его истинности высказывались, как показал Димитрий, все святые древней Церкви, затрагивавшие этот вопрос в своих сочинениях. Сам отец Георгий писал в своей антиэволюционистской статье, ссылаясь на прп. Викентия Леринского, следующее: "в православном богословии «новое» – это негативное понятие"[3]. Так, гелиоцентризм - понятия явно «новое» и не находит отклика в древнем предании. Последовательность Дмитрия в этом вопросе и отсутствие двойственности вызывает уважение, однако и он пока еще не сформировал целостную космологическую картину мира, основанную на предании. Мы предлагаем ему не останавливаться на достигнутом, но продолжить борьбу за догматизацию космологии, дабы воспрепятствовать лукавым устам ученых ввести людей в погибель своими мудрованиями.
Следующий вопрос, который необходимо решить, - вопрос о форме земли и ее основаниях. В Библии содержатся места, позволяющие уточнить эти вопросы, так, например, отдельные стихи и толкования на них отцов учат о том, что Бог, создавая землю, поставил ее "на водах" наподобие большого острова:

-ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее (Пс. 23,2)
-утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его (Пс. 135,6)

Руководствуясь 19 правилом V–VI Вселенского Собора, которое так любят цитировать православные креационисты, настаивая на буквальном толковании Шестоднева, в соответствии с которым должно изъяснять Писание не иначе, "как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях", рассмотрим данные стихи в комментариях святых отцов:

1) Св. Афанасий Великий
Источники и реки образуются не без земли; земля не сама на себе утверждена, но поставлена на водах, и держится какими-то связями в средине вселенной[4].
Чтобы не подумал кто из врагов, будто бы земля была во власти сатаны и ныне только воцарился над нею Христос, показывает для сего, что Христос есть творец ее, а вместе дает разуметь силу Его из того, что такую громаду земли утвердил на водах[5].

2) Св. Феодорит Кирский
И то достойно удивления, превышает человеческое разумение, что земля, окруженная отвсюду водами, стоит и пребывает в собственном своем естестве[6].

3) Св. Иоанн Златоуст
Все согласятся, что по естественному порядку вода должна носиться поверх земли, а не земля на водах, потому что земля, будучи густа, жестка, упруга и плотна, легко может держать на себе воду, а вода, будучи жидка и удобоподвижна, мягка и текуча, и уступчива всяким напорам, не могла бы поддерживать ни одного тела, даже и самого легкого; часто она, при впадении малого камешка, уступает и дает ему место, и пропускает его в глубину. Поэтому, когда увидишь, что носится поверх воды не малый камешек, но вся земля, и не погружается; то подивись силе, так сверхъестественно чудодействующей. А откуда это видно, что земля носится поверх воды? Пророк говорит об этом так: «той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть» (Псал. XXIII:2); и опять: «утвердившему землю на водах ея» (Псал. 135:6). Что говоришь? Малого камешка вода не может снести на своей поверхности, а носит такую землю, и горы, и холмы, и города, и растения, и людей, и бессловесных — и (земля) не погружается. Что говорю — не погружается? Как она, будучи столь долгое время омываема снизу водою, не расплылась, и вся не превратилась в грязь? И деревья, пробыв несколько времени в воде, загнивают и разрушаются; и что говорю — деревья? Что может быть крепче железа? Но и оно часто слабеет, когда постоянно остается в воде: и весьма естественно, потому что и оно имеет происхождение от земли. Вот почему многие беглые слуги, когда убегут в оковах и цепях, пришедши к протокам воды, и положив в нее скованные ноги, и сделав чрез то железо мягче, ударяют его камнем и так легко ломают. Так от воды и железо умягчается, и деревья гниют, и камни разрушаются, а такая громада земли столько времени лежит на водах — и не погрузилась, не разрушилась, не погибла[7]!

Небольшим особняком стоит мнение прп. Иоанна Дамасскина, которое может быть отнесено к телогуменам, поскольку никто больше из древних отцов его не придерживался:
4) На чем земля утверждена и основана — никто из людей не в состоянии объяснить. Так одни говорят, что она утверждается и укрепляется на водах, по слову божественного Давида: утвердившему землю на водах (Пс. 135, 6); другие полагают, что она утверждается на воздухе; а третий говорит: повешаяй землю ни начемже (Иов. 26, 7)[8].
Впрочем, даже если последовать последнему мнению, данные современной науки придется отвергнуть, как претендующие объяснить необъяснимое.

Таким образом, можно констатировать, что древние толкователи стихов Пс. 23,2; 136,6 понимали эти стихи буквально, а именно, что Бог поставил землю в прямом смысле этого слова на водах, и удерживает ее над ними Своей силой, не давая потонуть или рассыпаться, что они используют как одно из доказательств Его всемогущества. Для обозначения этого учения мы предлагаем ввести термин "терроаквизм" (от лат. "terra" - земля, "aqua" - вода), и объявить его обязательным для каждого православного христианина наряду с буквальным пониманием Шестоднева и геоцентризмом. На данном этапе остается открытым вопрос о форме Земли, которую святые отцы, по-видимому, считали такой, как показано на рисунке, поскольку только так можно представить вышеперечисленные представления о ее пребывании "на водах". Этот вопрос и возможность его дальнейшей догматизации мы постараемся разобрать в дальнейшем.

**
Культурно-историческая справка:
По мнению современных исследователей, библейские авторы в данном случае следовали традиционной шумерской космологии, согласно которой "мироздание находилось в окружении безбрежного мирового океана, не имеющего начала и конца. Сама же вселенная представляла собой нечто вроде сферы, неизвестно каким образом пребывающей неподвижного в этом океане... Поскольку земля, по универсальным космогоническим представлениям, появилась из океана, совершенно естественным и очевидным считалось предположение, что она покоится на водах и окружена ими со всех сторон"[9].

1. http://orthoview.ru/pravoslavie-i-geocentrizm-slovo-v..
2. http://www.pravoslavie.ru/79174.html
3. http://www.pravmir.ru/tupik-pravoslavnogo-evolyucioni..
4. Против язычников http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/slovo_na_j..
5. Толкование на псалмы в современной патристике аттрибутируется Псевдо-Афанасию, однако эта книга была очень авторитетной и прошла церковную рецепцию. http://www.orthlib.ru/Athanasius/ps023.html
6. Толкование на 150 псалмов http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie..
7. О статуях http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-o-sta..
8. ТИПВ, глава Х - http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera2_10.html
9. http://vzgljadnamir.narod.ru/biblioteka/Evsukov/Evs02..




Православие и твёрдонебизм. Правы ли "православные" атмосферисты?

В предыдущей заметке мы разобрали догмат террааквизма[1], в настоящей же будет разобран другой, не менее важный космологический догмат о твердом куполообразном небе (назовем его "твёрдонебизм"), который, также как и террааквизм, базируется на представлениях библейской космологии и подтверждается согласием святых отцов древней Церкви. Его основой является библейское учение о сотворенной Богом "тверди небесной":

"И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом"(Быт.1:6-8).

Слово "твердь" (ивр. רָקִיע) происходит от глагола רקע , что в буквальном смысле означает "выбивать" или "простирать"[2][3]. Таким образом, "твердь" будет дословно переводится на русский язык, как "то, что выбито" (подобно чаше), или "то, что распростерто" (подобно шатру). Как и большинство народов того времени, евреи верили в твердое куполообразное небо (ср. Иов. 37:19), со встроенными в него солнцем, луной и звездами. Еврейская энциклопедия пишет об этом следующим образом: "Евреи считали землю чем-то вроде равнины или плавающего на воде холма в форме полусферы. Над ним возвышался твердый небесный свод. К этому своду были прикреплены огоньки-звезды"[4]. Края этого свода при этом касались краев земли, так, что небеса покрывали землю, подобно шатру (ср. Втор. 4:32; Пс. 103:2, Ис. 40:22). Голубой цвет тверди объяснялся наличием над ней вод мирового океана. Считалось, что дождь, снег, ветер и град хранятся в чертогах за пределами тверди, которая имеет «отверстия», через которые они могли попадать внутрь. Так, воды потопа вылились на землю, когда открылись «небесные окна» (ср. Быт. 7:11, 8:2; 4 Цар. 7:2; Ис. 24:18; Иов. 38:8, 12:15). Православный библеист А.П. Лопухин в Толковой Библии так пишет о "тверди" и небесных "окнах": "Это - наглядный и сильный образ ниспадения обильных дождевых потоков, находящийся в полном соответствии с библейским воззрением на самую небесную твердь, которую семиты представляли себе в форме сплошного шатра или крова, распростертого над землей" (Быт 1.7)[13].

Святые отцы древней Церкви в своих толкованиях разделяли классическую иудейскую космологию с его учением о полукруглом твердом небесном своде и кроющимися за ним водами, настаивая на буквальной, а не метафорической трактовке этих понятий. Рассмотрим их высказывания об этих предметах:

I. Твердое небо

1) Св. Антоний Великий
"Те, кто любят изучать и бесхитростно исследуют Писание, те найдут, что есть большое различие в названиях: одно дело – небо, а другое – твердь. И уже из этого названия мы все узнаем: видимое, думается, тверже, чем невидимое. Моисей сказал: «В начале сотворил Бог небо и землю». А показывая сотворение твердого, он написал: «И сказал Бог: да будет твердь». И Исайя указал на то, что первое – тонкое и легкое в своей сущности, а второе – более твердое и густое тело, когда возгласил: «Утвердивший небо, как дым, натянувший, как кожу». А о видимом возгласил: «Сведший небо, как свод»… Но можно сказать о сущности видимого неба, которое как лед загустело Божией волей и, укрепленное, подражает надмирному небу. Оба существуют так, что держат все под собою и несут себя божественной силой"[12].

2) Св. Василий Великий
"Наименование тверди в Писании обыкновенно дается тому, что имеет превосходную крепость... Посему думаем, что и теперь употреблено сие слово о каком-нибудь твердом естестве, достаточном к удержанию воды, которая удобно скатывается и разливается"[6].

3) Св. Иоанн Златоуст
"Что значит: да будет твердь? Это то же, как если бы кто сказал на языке человеческом: да будет некая стена и ограда, которая бы, находясь посреди, делала собою разделение"[11].

4) Св. Августин
"Твердь называется твердью, можно думать, не по причине неподвижности, а по причине твердости, в виду ли своей собственной твердости или же потому, что служит пределом, разграничивающим высшие воды от низших"[5].

5) Св. Кирилл Иерусалимский
"Безбожные еретики, которые дерзнули нечестиво проповедовать о премудром Художнике всего этого мира и которые хотя и видят телесными очами, но лишены душевного зрения, - что они могут опорочить в сем великом деле Божием? Созерцая пространство небес, они должны бы поразиться удивлением, они должны бы поклониться Тому, Который распростер небеса, как тонкую ткань (Ис. 40:22), и из жидкого водного существа соделал твердый состав небесный; ибо сказал Бог: да будет твердь посреди воды" (Быт. 1:6)[9].

6) Св. Феодорит Кирский
"Первое небо не названо твердью, но с самого начала наименовано небом. А сие получило наименование от самой вещи. Поскольку составилось из текучей сущности вод, и жидкое вещество стало непроницаемым и твердым, то наименовано твердью. А потом, поскольку оно вверху, и заменяет для нас первое небо, то наименовано небом"[10].
"Твердию разлучил Бог водное естество, по неизреченной премудрости устроив это великое разделение, и по отвердевшим водам повелел совершать путь необъятному свету. Вода и огонь противоположны между собою; однако же ни водами не угашается огонь, ни отвердевшая вода не растаевает от необъятнаго огня. А сие показывает неизреченное Божие могущество"[14].

II. О водах над твердию

1) Св. Василий Великий
Св. Василий категорически отвергает аллегорические толкования воды над твердию, настаивая на буквальном понимании:
"Отринув подобные сим учения как толкование снов и басни старых женщин, мы под водою будем разуметь воду, и разделение, произведенное твердию, будем принимать сообразно с изложенною выше причиною"[6].
После этого он поясняет каким образом вода держится на полукружие тверди (см. цитату из раздела III).

2) Св. Евфрем Сирин
"И горние воды, во второй день отделенные от прочих вод простертою между ними твердью, были также сладки, как воды дольние; они не таковы, как воды, осолившиеся в морях в третий день, но таковы же, как и отделенные от них во второй день. Они не солоны, потому что не подвержены гниению. Они не на земле, от чего бы могли загнивать; там воздух не служит к тому, чтобы порождали и производили они пресмыкающихся. Для вод сих ненужно, чтобы впадали в них реки; они не могут иссякнуть, потому что нет там солнца, которое зноем своим иссушало бы их; они пребывают там росою благословений, и блюдутся для излияния гнева"[8].

3) Св. Беда Достопочтенный
"Несомненно, что эта твердь пребывает в середине между водами, поскольку мы видим воды, помещенные под ней и в воздухе, и в землях, и нам также известно о тех, которые были помещены над ней, не только авторитетом этого отрывка Писания, но и словами пророка: "простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои" (Пс. 103:2-3)... Но, если это кого-то озадачивает, - как воды, постоянно текут и стекаются в самый низ по своей природе, могут держаться над небом, чья форма, как кажется, кругла, таковой должен помнить, что Писание говорит о Боге: "Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними" (Иов. 26:18)... Хотя он и возжелал утвердить жидкие воды там, но есть ли чудо выше этого, как говорит Писание: "Он повесил землю ни на чем" (Иов. 26:7)... Мы должны разуметь, что когда произошло творение и установление неба и вод, они не переходили предписанных им Словом Божиим пределов, как сказал Псалмопевец: "поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет" (Пс. 148:6)[16].

III. О куполообразной форме небесного свода

1) Св. Василий Великий
"Если тело тверди шарообразно, как показывает зрение, а вода текуча и скатывается с возвышенностей, то как было возможно утвердиться воде на кривой окружности тверди? Что будет отвечать на сие? - То особенно, что ежели видим какую вещь с внутренней вогнутости кругообразною, нет еще необходимости заключать, что и внешняя ее поверхность сделана шаровидно, вся выточена на станке и гладко выведена. Иногда видим каменные потолки в банях и постройку пещеровидных зданий, которые, если смотреть изнутри, выведены полукружием, а сверху строения имеют часто ровную поверхность. Посему ради таких причин не должны и сами они затрудняться в деле, и нас затруднять, как будто не можем удержать воды вверху"[6].

2) Св. Афанасий Великий
"Но послушаем, что о небе говорят пророки, чтобы заградить уста высоко думающим о бороде, которые, говоря все, что ни приходит на ум, утверждают, будто бы и под землею есть небо. Им противостав, пророк сказал: «простираяй небо яко кожу». А кожа не есть какой-либо шар, как они суесловят. Напротив того, уподобил оное никоему полукружию и полушарию. Поэтому и другой пророк, тоже выражая, сказал: «поставивый небо яко камару, и простер е яко скинию обитати» (Ис. 40:22). И еще о том, что небо не колеблется, но стоит твердо, пророк говорит так: «водрузивый... небо» (Ис. 42:5). Изображая же крайнюю утонченность неба, сказал: «понеже небо яко дым утвердися» (Ис. 51:6)"[15].

Таким образом, очевидно, что Библия в толковании святых отцов говорит о "тверди", как реальном твердом куполе, возвышающимся над плоской землей. По этой причине, каждый православный фундаменталист обязан уверовать в этот "непреложный догмат", как изрек об этом знаменитый в последнее время певец православного креационизма (правда, немного заблудший в гелиоцентризме) Александр Люлька в своей брошюре "Правы ли «православные» эволюционисты"?: "Понимать текст Писания по отцам и я (пропущена запятая, - А.М.) и каждый православный христианин обязан! И без всяких вариантов, если имеется их согласие (consensus)"[7]. Посему, мы призываем его, а также о. Георгия Максимова, Димитрия Энтео и других православных креационистов, вменяющих всем православным в обязанность во всем следовать буквализму святых отцов в понимании Шестоднева, проявить последовательность в своем кредо, уверовав в террааквизм и твёрдонебизм. Помните, что всякий, положивший руку на плуг фундаментализма, и оборачивающийся на сциентизм, неблагонадежен: и малой закваски его достаточно, чтобы переквасить все тесто. Отец Георгий и Александр Люлька уже преткнулись на этом пути, допустив двоящиеся мысли в вопросе геоцентризма, Димитрий же продвинулся на один шаг дальше, уверовав в него вслед за святыми отцами, однако и он пал, воспротивившись святоотеческому террааквизму. Аще хощеши быть совершенен в своем фундаментализме, Димитрий, отвергни сии мудрования, и уверуй вслед за отцами в подземный мировой океан, на котором чудесным образом, не потопляясь, плавает земля, а также в твердое куполообразное небо, над которым возвышаются громадные потоки пресных вод. Оставьте же, братие, вселукавую и злохуливую ересь атмосферизма, и да будет ваша вера тверда, как твердо небо над вашими головами!

1. https://vk.com/feed?section=notifications&w=wall-..
2. http://www.etymonline.com/index.php?term=firmament
3. https://www.blueletterbible.org/lang/lexicon/lexicon...
4. http://www.jewishencyclopedia.com/articles/4684-cosmo..
5. О книге Бытия буквально https://www.ccel.org/contrib/ru/Augustine/part2-10.htm
6. Шестоднев http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/vasi..
7. Альманах "Православие", М., 2013, Стр. 27
8. http://www.rusbible.ru/books/byt.es.html
9. Огласительные слова для просвещаемых http://ekzeget.ru/tolk.php?kn=byt&gl=1&st=6..
10. Толкование на книгу Бытия http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie..
11. Беседы на книгу Бытия http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1067
12. Вопросы святого Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 65. http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazianzin/voprosy-s..
13. http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_0..
14. http://ekzeget.ru/tolk.php?kn=ps&gl=148&st=4..
15. Толкование на псалмы http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/tolkovanie.. (современная патрология не признает атрибуцию текста за самим Афанасием, однако это не должно волновать православных фундаменталистов, поскольку текст прошел церковную рецепцию). Что касается "высоко думающих о бороде" оппонентов автора текста, то под ними подразумеваются античные философы, первыми начавшие утверждать, что Земля и окружающее его небо имеет шарообразную форму.
16. http://www.holyapostlesconvent.org/PDF/article-genesi.. цит. по с. 39, перевод Сакральные тексты.



О твердом небе против "модернистов-воздушников"

После публикации поста про учение о твердом небе в Библии и у святых отцов обнаружились люди, дерзнувшие пытаться истолковать это не буквально, а аллегорически. В связи с этим, представляем дополнительные аргументы того, что в Библии под "твердью небесной" понимается не иносказание, а именно твердый купол. Начнем с того, что сама Библия прямо и недвусмысленно говорит о твердости неба: Ты ли с Ним распростер небеса, твердые(!), как литое зеркало?» (Иов 37:18). Что касается слова "твердь" (ивр. רָקִיע), то оно, как было сказано раньше, происходит от глагола רקע, который, согласно еврейско-русскому словарю Стронга дает такие значения:

-распростирать,
- расстилать,
- топтать,
- топать,
- разбивать (в тонкие металлические листы),
- обкладывать,
- покрывать,
- простирать.

Таким образом, слово "тведь" (רָקִיע) переводится как нечто, что "распростерто", "разостлано", "выбито", "вытоптано" и т.д. Никакого "воздуха", "пространства" или "атмосферы" здесь нет и в помине.
В Ветхом Завете слово רָקִיעַ (ракиа) встречается 17 раз. В Синодальном переводе 12 раз оно переведено как "твердь" и 5 раз как "свод". Причём один раз "ракиа" употреблена в таком контексте, который явно указывает - "пространство" это или всё-таки "твёрдый свод": Иезекииль 1:22 Над головами животных было подобие רָקִיעַ (свода), как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их.
Греческие составители текста Септуагинты перевели это слово, как στερέωμα, которое потом славянские переводчики перевели как "твердь". Оно имеет только два словарных значения:
1) твердое тело
2) основа, опора
Ни для "пространство", ни для "воздуха" эти значения также не подходят.
Теперь разберем толкования слова "твердь" древними еврейскими комментаторами, которые, являясь носителями еврейского языка, и должны были правильно разуметь значение этого слова:

Ι) Древние иудейские комментарии

1) Вавилонский талмуд

Еврейские мудрецы говорят, что днем солнце проходит под небосводом, а ночью над небосводом. А мудрецы народов мира говорят, что днем и ночью солнце проходит под небосводом. Сказал рабби Элиэзер: их слова более предпочтительны для меня, чем наши[1].
В серии рассказов вавилонского амора Раба бар бар Хана он даже видит воочию окна, через которые солнце заходит за твердь и входит внутрь:
Он сказал мне: "Подойди, я покажу тебе, где сходятся друг с другом небо и земля". Я взял свою корзину [с хлебом] и положил её на окно неба. Когда я закончил свои молитвы, то посмотрел на неё, но её там не было. Я сказал ему: "Здесь есть воры?" Он ответил мне: "Это вращается небесное колесо. Подожди здесь до завтра, и ты найдёшь её".[2]

2) Иосиф Флавий (+100 г.)

...Он во второй день раскинул над всем небо, потому что Он счел необходимым отделить небо от всего остального, как нечто самостоятельное, и окружил его кристаллом(!), в который, на пользу орошения земли, включил весьма кстати воду и сырость...[3]

3) Раши (+1105)

И сказал Б-г: Да будет свод посреди вод, и будет он отделять воды от вод!
да будет свод. Да укрепится свод. Хотя небеса были сотворены в первый день, они все еще были текучими и застыли во второй день от окрика Святого, благословен Он, когда Он сказал: «Да будет свод». О том же сказано [Йов 26, 11]: «Столпы небес колебались» весь первый день, а во второй (день) «оцепенели они от окрика Его», подобно человеку, который замирает от окрика того, кто внушает ему страх [Хагига 12а].
посреди вод. В середине вод, ибо расстояние между верхними водами и сводом равно (расстоянию) между сводом и водами на земле [Берешит раба 4]. Отсюда выводишь, что (верхние воды) держатся на речении (по велению) Короля.

Приведем также и другие не упомянутые ранее свидетельства христианских авторов:

II) Святые отцы

1) Св. Евфрем Сирин

…По прошествии ночи и дня в вечер второй сотворена твердь; и она с сего времени тенью своею производила следующие за тем ночи.
…Ибо вот облака и твердь, сотворенные вначале, породили тьму.
…Твердь сотворена в вечер второй ночи, как и небо сотворено в вечер первой ночи. Вместе с происхождением тверди исчезла сень облаков, которые, в продолжение ночи и дня, служили вместо тверди. Поелику твердь сотворена между светом и тьмою, то тьма заняла место над твердью, как скоро с удалением облаков удалена и тень облаков.
…Посему, если твари дают тьме бытие и прекращают оное, то следует, что тьма есть произведение тварей (ибо она есть тень тверди), и что тьма перестает быть при другой твари (ибо исчезает при солнце)[4].
Как и у еврейских мудрецов, твердь в понимании Евфрема - твердая и непрозрачная конструкция, которая "тенью своею производила следующие за тем ночи".

2) Св. Иоанн Златоуст

… Во второй день Бог сказал: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды (Быт.1:6). Так Бог сотворил небо, не то — горнее, а это — видимое, создав его на подобие льда из отвердевших вод(!). Хочу я представить это дело наглядно, потому что многое можно легче понять чрез рассмотрение, чем изъяснить словом. Допустим, что вода поднималась над зем­лею на тридцать локтей. Теперь, Бог сказал: да будет твердь посреди воды, и вот в середине вод образовалось сгущение на подобие льда(!), которое подняло половину воды вверх, а половину оставило внизу, как и написано: да будет твердь посреди воды и будет да отделяет она воду от воды. Почему же Бог называет его твердью? Потому, что сделал его твердым(!) из не­плотного и разреженного естества вод. Потому и Давид гово­рит: хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его (Пс.105:1). Восполь­зуемся еще другим сравнением. Подобно тому как дым, когда выходит от горящего дерева, бывает неплотен и раз­режен, а когда устремится в высоту, превращается в густое облако, так точно и Бог, подняв разреженное естество вод, сплотил(!) его наверху. Что это сравнение правильно, свидетель­ствует Исаия, когда говорит, что небеса исчезнут, как дым (Ис.51:6). Итак, будучи утверждено среди вод, небо подняло половину вод вверх. Но для чего вверху воды? Ради какой нужды? Чтобы кто-нибудь пил? Чтобы кто-нибудь плавал? А что вверху есть воды, свидетельствует Давид, говоря: небеса небес и вода, которая превыше небес (Пс.148:4). Заметь же мудрость Созда­теля. Небо, сгущенное из вод, было ледяное(!). Между тем оно должно было принять огонь солнца и луны и безконечное мно­жество звезд, должно было все наполниться огнем. Чтобы от такого жара оно не сожглось и не уничтожилось, Бог и рас­простер на хребте его эти моря вод, для защиты последнего, дабы, таким образом, оно могло противостоять пламени и не сгорать[5].

3) Севериан Габальский

…В первый день Бог создал… небо, раньше же существовало не это небо, а высшее, потому что то создано во второй день. Об этом высшем небе, созданном Богом, говорит и Давид: "небо небес Господу" (Пс. 113:24). Это – верхняя часть неба. Подобно тому как в двухэтажном доме второй этаж занимает средину между кровлей, так и Бог, создав мир в виде как бы одного дома, в качестве среднего этажа поставил это небо, а выше него – воды, почему Давид и говорит: покрываешь водами горницы Свои (Пс. 103:3)”

…Так Бог сотворил небо… создав его наподобие льда из отвердевших вод(!)[6].

4) Св. Исидор Севильский

…Бог создал планеты не перемешанными в беспорядке, но разделил их, расположив в определенном порядке по своим местам. Так, высший круг неба он отделил особой границей, сделал его повсюду равномерным и равноудаленным отовсюду и поместил в нем силы духовных тварей. /Огненную/ природу этого неба Создатель умерил водами, чтобы пламя находящегося сверху огня не охватило нижележащие элементы. Затем он сделал твердым круг нижнего неба, наделив его множеством разных движений, а не единым и однообразным. Это небо он назвал твердью, так как оно поддерживает верхние воды[7].

5) Св. Августин

…Пусть только знают они, что как название тверди не ведет нас необходимо к мысли, что небо стоит неподвижно (ибо твердь называется твердью, можно думать, не по причине неподвижности, а по причине твердости, в виду ли своей собственной твердости или же потому, что служит пределом, разграничивающим высшие воды от низших), так, с другой стороны, и движение светил не мешает нам признать неподвижность неба, если только истина убедит нас, что оно стоит неподвижно[8].

6) Св. Василий Великий

…Но мы говорим, что, поелику передано нам и другое имя и особенное назначение второго неба, то оно отлично от сотворенного в начале, имеет естество более плотное и служит во вселенной для особенного употребления.
… Теперь следует сказать, какое естество имеет твердь, и для чего повелено ей занимать средину между водою[9].

7) Св. Иоанн Дамасскин

…Небом неба называется первое небо, находящееся над твердию. Таким образом получается два неба, так как и твердь Бог назвал небом (Быт 1, 8). Священное Писание и воздух обыкновенно называет небом, так как он видим вверху, ибо Писание говорит: благословите вся птицы небесные (Дан. 3, 80), разумея при этом птиц воздушных, ибо путем для птиц служит воздух, а не небо. Так получаются три неба, о которых говорил Божественный Апостол (2 Кор. 12, 2). А если бы кто захотел и семь поясов принимать за семь небес, то он нисколько бы не погрешил. И на еврейском языке небо обычно называется во множественном числе — небесами. Поэтому Священное Писание, имея в виду сказать о небе неба, говорит: небеса небес (Пс. 148, 4), что означает небо неба, т. е. небо над твердию. И в словах: вода, яже превыше небес, небеса означают или воздух и твердь, или семь поясов тверди, или одну твердь, которая на еврейском языке обыкновенно называется во множественном числе небесами.
… Небо гораздо более земли, но не следует допытываться того, какова сущность неба, ибо она нам неизвестна[10].
…И прежде всего Бог сотворил твердь, служащую преградой между водою, яже бе над твердию, и между водою, яже бе под твердию — (Быт. 1, 7); ибо, по Господню повелению, твердь утвердилась в средине бездны вод: Бог сказал, чтобы образовалась твердь, и она образовалась. Но почему Бог поместил воду над твердию? По причине сильнейшего жара, исходящего от солнца и эфира; ибо непосредственно за твердию простирается эфир, а на тверди находятся солнце с луною и звездами; и если бы сверху не было воды, то твердь от жара могла бы воспламениться[11].

III) Древнерусские памятники

1) Палея толковая (ок. XII в.)

После этого "сказал Бог: да будет твердь" (Быт. 1,6) - [это] день второй. Тотчас сгустился состав, видом похожий на лед и [твердый], как хрусталь. Он называется твердью вследствие того, что Он утвердил ее из жидкой и слабой воды. Как дым, исходя от горящего дерева редким и слабым, наверху превращается в густое облако, так и водная стихия, будучи жидкой и редкой, вознесенная, утвержденная и поставленная Богом наверху, становится подобной льду. И разделяет Владыка воды: половину их возводит над твердью, половину же оставляет под твердью, ибо Владыка хотел устроить и поставить под твердью светила- Солнце, Луну и бесчисленное множество звезд. Ввиду того что они имеют природу огня, посылает Бог воды на хребты небесные, чтобы они смачивали и остужали небесный свод[12].

2) Рогожский летописец (XV в.)

Во второй день, в понедельник, сотворил Бог твердь внизу, наш покров, небеса эти. Половина воды взошла на твердь, и тотчас превратилась вода в ледовидный хрусталь, почему и назвалась твердь, ибо из жидкости среди неба и земли утвердил ее[13].

3) "Зерцало богословия" архимандрита Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого (1618 г.)

...Вода двух родов: одна - над твердью небесною, другая - под твердью на земле. Твердь небесная есть сухая, легкая, непроникательная материя, сверху которой Бог разлил воду для предохранения от верхнего эфирного огня, который бы иначе зажег твердь; но, чтобы не было темно на земле, Бог coтворил на тверди солнце, луну и звезды и вложил в них части эфирного света[14].

IV) Современные толкования

Невозможно смотреть без слез на современную апостасию православных богословов от изначального святоотеческого предания. Одна за другой выходят брошюры и статейки, в которых небесная твердь хульно перетолковывается, как нечто иное, чем писали о ней святые отцы и учиетли Церкви. Не желая цитировать эти громадные потоки противоречивой хулы современных богословов, бесстыдно глаголящих, что "твердь" это воздух", "атмосфера" или "космическое пространство". Как ни странно, один лишь "модернист над модернистами" о. Александр Мень сохранил в этом вопросе верность изначальному Преданию: "Говоря о «тверди» как оболочке, которая отделяет небесные воды от вод земных, бытописатель имеет в виду древневосточное представление о Вселенной"[15].

Таким образом, сопоставив эти и приведенные ранее[16] цитаты святых отцов и учителей Церкви, возвещающие о тверди небесной, мы видим, что среди них есть полный безоговорочный консенсус о ней, как о твердом куполе. Именно буквально понимали твердь древние евреи, а вслед за ними святые отцы христианства, и даже поучавшиеся у них русские вплоть до Нового времени. Отступление от буквального понимания твердого неба произошло лишь сравнительно недавно. Видя бедственное положение нашего богословия, хочется паки и паки цитировать в ответ на эти потуги "православных" сциентистов перетолковать Предание слова крупнейшего защитника православного креоционизма современности о. Георгия Максимова, произнесенные им в статье против "православных" эволюционистов: "Если в науке мы имеем дело с плодом усилий падшего человеческого разума, пытающегося осмыслить окружающий мир и в этой попытке непрестанно сомневающегося, спорящего, отвергающего старое, чтобы установить новое, то в православном богословии мы имеем истину, открытую Самим Богом, и наша задача – точно усвоить ее и столь же точно передать другим. Это самая точнейшая из наук и полнота знания"[17]. Уверен, что любой православный фундаменталист будет готов расписаться под этими словами своей кровью, он будет обличать всех, кто посмеет понимать 6 дней творения не буквально, потому что буквально их понимали святые отцы, но будет ли он готов применить их к себе и уверовать в небесную твердь так, как учит о ней церковное Предание?

1. Псахим 96б (конец 1 в. — первая половина 2 в.) Режим доступа: http://www.moshiach.ru/family/education/1
2. Талмуд, Бава Батра, 74А, перевод по: http://www.come-and-hear.com/bababathra/bababathra_74..
3. Иудейские древности: http://ulin.ru/library/Flavii/id1.htm
4. Толкования на книгу Бытия http://pagez.ru/lsn/0546.php
5. О творении мира http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_tvorenii_m..
6. О творении мира, цит. по http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=129384.70;
7. О природе вещей http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilskij/o-prirode-..
8. О книге Бытия буквально https://www.ccel.org/contrib/ru/Augustine/part2-10.htm
9. http://www.orthlib.ru/Basil/sixday03.html
10. ТИПВ "О небе" http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera2_06.html
11. ТИПВ "О воде" http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera2_09.html
12. http://old-ru.ru/02-4.html
13. http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rogozh_let/framet..
14. http://litru.ru/book/?p=318762&page=73
15. http://azbyka.ru/isagogika-uchenie-o-tvorenii-v-shest..
16. https://vk.com/sacredtexts?w=wall-111677185_3535
17. http://www.pravmir.ru/tupik-pravoslavnogo-evolyucioni..
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments